Тема: Произношение и написание сочетаний ЖИ, ШИ
Цели: обучающие:
ознакомить учащихся с правилами произношения и написания сочетаний ЖИ, ШИ; развивающие: формировать орфографические
знания, умения и навыки на основе развития орфографической зоркости;
формировать навыки определения ошибкоопасных мест в словах, правильного произношения и написания сочетаний ЖИ, ШИ
в словах; воспитательные: прививать
любовь и бережное отношение к народным мудростям (загадкам, пословицам,
поговоркам).
Прогнозируемые
результаты: ученики правильно читают
и пишут слова с сочетаниями ЖИ, ШИ.
Тип
урока: комбинированный урок.
Оборудование: учебник, карточки с заданиями, орфоэпические и
орфографические словари.
Ход урока
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
МОМЕНТ. АУТОТРЕНИНГ
Я – ученик!
Я – личность творческая!
Я думаю, размышляю.
Я анализирую, рассуждаю…
Поэтому у меня все получается.
II.
АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ
1. Проверка
домашнего задания:
а) алфавит;
б) стихотворение «АЛФАВИТ»
АБВГДЕЁ – постираем все бельё.
ЖЗИЙКЛМ – апельсинку быстро съем.
НОПРСТУ – погуляем по мосту.
ФХЦЧШЩ – ох, какая чаща!
ЪЫЬ – не запомнится никак.
ЭЮЯ – вот и все, друзья!
в) работа в парах: карточки на безударные гласные.
г) игра «Овощи и фрукты»:
– Кто согласен поиграть
В «Овощи и фрукты»?
Приготовьтесь отвечать
Через полминуты:
Что лежит на букву «А»
У меня в кармане?
– Это, может бать, айва? –
Спрашиваем Ваню.
– Что же это? Вот вопрос!
Может это абрикос?
– Апельсин, бать может? –
Подсказал Серёжа.
– Может, это ананас?
– Что же это, наконец?
Посмотрел Иван на нас
И ответил: «А-гу-рец!»
2. Диктант.
▪
Отгадайте загадки; допишите отгадки,
объясните написание. В записанных словах словах твёрдые
согласные подчеркните одной чертой, мягкие – двумя.
1. Красный, сахарный; кафтан зеленый, бархатный. (Арбуз) 2. Сторож плохой: слепой, глухой, не тронешь
– молчит, а тронешь – кричит. (Звонок) 3. Мордочка усатая, шубка полосатая,
часто умывается, а с водой не знается. (Кот) 4.Кланяется, кланяется, придёт
домой, растянется. (Топор) 5. Без тела живёт, без языка кричит. (Радио) 6. На
зелёной хрупкой ножке вырос шарик у дорожки, ветерок прошуршал и развеял этот
шар. (Одуванчик)
▪
Обозначте орфограмму «Проверяемые согласные в корне». Проверьте себя по
словарю.
▪
Работа с орфоэпическими и орфографическими
словарями: арбуз, редис, лимон, огурец.
▪
Разбор по составу: звонок, книжка.
3. Прослушивание басни И.А. Крылова
«Лебедь, щука и рак». Выбрать слова с сомнительными согласными.
4. Самодиктант: (упр. 69 с. 25)
Вот иголки и булавки выкатились из-под лавки. (Ёжик) –
фонетический разбор слова.
III.
ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛЕЙ УРОКА
Слово
учителя
– Тема нашего
урока – «Произношение и написание сочетаний ЖИ, ШИ». Сегодня мы с вами
продолжим работу над формированием навыков определения и правильного
произношения в словах ЖИ, ШИ, определением ошибкоопасных мест в словах,
закрепим навыки правописания сочетаний ЖИ, ШИ.
Мыши, ёжики, ужи,
Лыжи, лужи и моржи,
Крыши, чижики, стрижи,
Жирафы и карандаши
Их с буквой И всегда пиши!
IV.
ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1.
Сопоставление правописания сочетаний ЖИ, ШИ в русском и украинском языках (упр.
76 с. 27)
▪
О каком языковом явлении
идет речь? Выполните задания к упражнению.
2. Орфоэпический практикум. Отработка умения правильного
произношения сочетаний ЖИ, ШИ (упр. 77 с. 27)
V.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
1. Работа с
пословицами
▪
Выполните упражнение и задание к нему (упр.
79 с. 27)
Физминутка
2. Работа
над развитием речи
▪
Прочитать и продолжить диалог (упр. 81 с.
28)
3. Игра «Эрудит»
Переведите
слова на русский язык. Сделайте вывод о правописании гласных после Ж, Ш в
русском и украинском языках.
Машина, миша, коржики, ножі, лижі, шили,
вуха, їжаки, шишка, шило, калюжі, шипшина.
4. Слушание-понимание текста
Внимательно
прослушайте сказку, по ходу записывая и подчёркивая слова с орфограммой И после
букв Ж и Ш.
Все
ЖИТЕЛИ этой страны ходили, ЗАКУТАВШИСЬ в ватные одеяла.
В
этой стране ЖИЛА королевская семья. Всё было у них: и деньги, и слава, и
МАШИНЫ, но не было счастья, так как маленький принц часто болел. Родители не
жалели денег на самые ПУШИСТЫЕ одеяла, но болезни не отступали.
Но
вот однажды в этой стране появился врач, который умел лечить куталок. Король
сразу же его пригласил во дворец, чтобы он осмотрел принца. Осмотрев, доктор
приказал перестать кутаться в одеяла, спать с ШИРОКО открытой форточкой, гулять
в любую погоду в парке, ходить в лес, почаще бегать босиком по траве, по
влажному песку.
И
действительно, скоро принц перестал болеть, и король сделал его главным
министром, вручил ему разные подарки – ЛАНДЫШИ, ШИПОВНИК,
КАРАНДАШИ.(Фронтальная проверка, ответы на доске).
▪
Как вы думаете, почему принц скоро перестал болеть? Какие принципы закаливания
вы знаете? Кто из вас закаляется? Для чего нужно закаляться?
VI. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ
И УМЕНИЙ
1. Самостоятельная работа (упр. 82 с.
28)
2. Составление словаря ключевых слов
по языковой теме урока
VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Выполнить
упр. (упр. 83 с. 28, § 12)
Выучить
правило в рамке.
VIII. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
1. Беседа:
▪
Продолжите предложения:
● «Согласные звуки
[ж], [ш] в русском языке…»;
● «В русском языке
сочетания ЖИ, ШИ произносятся…»;
● «В
русском языке сочетания ЖИ, ШИ пишутся с буквой… Приведите примеры».
2. Оценивание.
3. Рефлексия:
▪
Выберите одно утверждение:
● «Я понял тему»;
● «Я понял тему и
могу объяснить другому»;
● «Мне нужна
помощь».
Комментариев нет:
Отправить комментарий