"Произношение и написание слов с сочетаниями ЦИ, ЦЫ". Конспект уроку рос.мови у 5 кл

Тема: Произношение и написание слов с сочетаниями ЦИ, ЦЫ.
Цели: обучающие: познакомить учащихся с правилами написания сочетаний ЦИ, ЦЫ, учить правильно произносить и писать слова с сочетаниями ЦИ, ЦЫ; развивающие: развивать фонематический слух, орфографическую зоркость, технику чтения; воспитательные: воспитывать любознательность, стремление познавать новое.
Прогнозируемые результаты: учащиеся различают значение сочетаний ЦИ и ЦЫ, правильно произносят и пишут слова с сочетаниями   ЦИ, ЦЫ.
Оборудование: учебник, карточки с заданиями, разноцветные круги-сигналы.
Тип урока: комбинированный урок.


Ход урока.

I.  ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

II.   АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ.

  1. Проверка домашнего задания (упр. 124 на с. 40).
  2. Сказка о парных и непарных согласных.
--   В королевстве Азбука жили 33 буквы. Они жили в своих буквенных домиках, расположенных среди живописных лугов.
     Среди букв было очень мало настоящих, крепких друзей, они собирались вместе только тогда, когда нужно было образовывать слова.
     Королева Буква А решила исправить это положение. Она придумала устроить великолепный бал в честь своего Дня рождения.
     Королева позвала своих подруг-гласных, и они вместе испекли абрикосовый торт, апельсиновые кексики и авокадовые пирожные. К сладостям приготовили арбузный коктейль.
     Настал день торжества. Все гости собрались в зале, украшенном удивительными алыми астрами и апельсиновыми анютиными глазками. В середине вечера королева Буква А объявила танцевальный конкурс. Нужно было разбиться на пары и станцевать лучший танец в честь королевы. Б встала с П, В – с Ф, Г – с К, Д – с Т, Ж – с Ш, З – с С. Почему они так встали, никто уже не помнит. А у других букв не получилось встать в пары. Тогда королева Буква А сказала: «Возьмите в пары моих подруг, гласные буквы». И все гости пустились в пляс. Было трудно выбрать самого лучшего танцора!!!
     С тех пор в королевстве Азбука буквы стали дружить. А в русском языке появились парные и непарные согласные звуки.
  1. Словарный диктант:
обед, кровать, лошадь, пруд, гараж, шалаш, нож, снег. Сделать фонетический разбор слова кровать. Назвать парные согласные.
  1. Алфавит.
  2. Задание по карточкам по вариантам.

III.  ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛЕЙ УРОКА.

  1. Слово учителя.
- Сегодня мы ознакомимся с правилами произношения и написания слов с сочетаниями ЦИ, ЦЫ, научимся правильно произносить и писать слова с сочетаниями ЦИ, ЦЫ.
  1. Выполнение упр. 191 на с. 61 - шланг.


IV.   ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

     1. Орфоэпическая разминка (упр. 192, 193 на с. 61).
     2. Рассказ учителя (лингвистическая сказка).
          В некотором царстве, в некотором государстве под названием «Слово», жила-была       принцесса Ц.
          Два верных рыцаря было у нее: буква И и буква Ы.
Нравились они ей. Рыцарь Ы – за твёрдость и решительность, рыцарь И – за доброту и весёлый нрав. И именно ему отдала гордая принцесса своё сердце. Только рыцарю И было дозволено каждый день бывать в главной комнате дворца, которая называлась «Корень слова».
     Рыцарь И был весёлым и общительным, он очень любил петь и учил этому искусству всех жителей сказочного королевства. Лишь только увидев его, они начинали громко кричать: «Репетиция!». И с тех пор, все слова, которые оканчиваются на –ция, как слово репетиция, стали записываться с буквой –и-.
     Рыцарю Ы разрешалось заходить в главную комнату дворца только в исключительных случаях. Так появились слова-исключения. А обычно он жил в дальних комнатах дворца (суффиксы и окончания слов).

Правописание И и Ы после Ц
И
Ы, ЫН
В корне слов:
        циркуль, цирк.
В словах на –ЦИЯ:
        нация, делегация.
В окончаниях существительных и прилагательных:                 птицын, краснолицый.
В суффиксах прилагательных:
                        сестрицын, куницын.
СЛОВА-ИСКЛЮЧЕНИЯ: цыган, на цыпочках, цыкнуть, цыплёнок, цыц.


     3. Исследовательская работа:
               а) сравнительный анализ правописания и произношения слов с сочетаниями ЦИ, ЦЫ в русском и украинском языках (упр. 194 на с. 62; работа в парах);
               б) работа с сигнальными картами.

V.   ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА.

      Выполнение тренировочных упражнений (упр. 195 на с. 63).

VI.   СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ.

  1. Загадки упр. 197.
  2. Работа над развитием речи упр. 196.

VII.   ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Выполнить упр. 198 на с. 63.
Выучить правило с. 61.

VIII.   ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА. РЕФЛЕКСИЯ.

Беседа:
- Над чем мы сегодня работали?
- У кого всё получилось сегодня на уроке, кому было всё понятно? Поднимите зелёный     кружок.
- У кого возникли затруднения? Поднимите желтый кружок.
- Кому нужна помощь? Поднимите руку.



IX.   ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ.

Задание. Прочитайте историю про цыгана Ростислава, выпишите все слова с изученной орфограммой.

     Жил-был в городе Ростове цыган по имени Ростислав. Он был ростовщиком. Однажды одолжил соседу денег. Тот сложил их в свой капюшон, но по дороге шов на нём разорвался, и деньги высыпались. Долго Ростислав ждал, когда ему вернут деньги. Но сосед оказался честным человеком и всё-таки возвратил долг.
     У Ростислава в доме жил цыплёнок Кузя. По утрам, когда Кузя ещё спал, цыган на цыпочках крался в сад. Там он срывал созревшие ягоды крыжовника и срезал грозди винограда.

     Однажды цыган нёс свой урожай и услышал на крыльце шорох. Это был цыплёнок, он проснулся раньше обычного, решил посмотреть, чем занят Ростислав, и попался ему под ноги. Цыган цыкнул на Кузю, и ягоды крыжовника посыпались на землю. Очень хорошо позавтракал в то утро цыплёнок!

Комментариев нет:

Отправить комментарий